Социальная работа

Деятельность социального педагога в гимназии №10


Телефон доверия  для детей и подростков

(экстренная психологическая помощь)

8-800-2000-122

(ежедневно, круглосуточно, анонимно)

Телефон доверия «Ребенок в опасности»

(сообщения о противоправных действиях в отношении детей)

8 (473) 222-60-02

(круглосуточно)

123 -для  абонентов сотовой связи Воронежской области

​Информационный бюллетень для родителей

Ребёнок имеет право на семью.

Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

Ребёнок имеет право на равенство.

Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

Ребёнок имеет право на собственное мнение.

Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Ребёнок имеет право на получение информации.

Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).-->

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».


Социальный педагог рекомендует. Цикл. Беседа с родителями.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Особенности подросткового возраста

Знание и учет психологических особенностей современных подростков, их потребностей и интересов позволяет психологу и социальному педагогу определить свою индивидуальную личностно-профессиональную позицию и успешно реализовать ее в повседневной работе с ними.

В подростковом возрасте среди основных новообразований личности особо значимы: становление нравственного сознания, самосознания, самоотношения. Это время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека. В преобладающей степени эти процессы обусловлены как внутрисемейной, так и социальной ситуацией развития (причем не только ближайшим социальным окружением подростка, но и глобальной социокультурной ситуацией развития общества в целом).

Так какие они — современные подростки? Современных подростков часто называют буквами латинского алфавита — «Y и Z» «миллениалами», «поколением быстрых кнопок», «цифровым поколением».Что их характеризует, что влияет на их личностное становление и в то же время может стать риском для их психологической безопасности?

 Характерные особенности подростков:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обусловливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии);
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости» стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей.
Внутренние противоречия подростков:

-между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, финансово-экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей;

-между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску;

-между достаточно четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения;

-между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью;

-между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни;

-между развитым эгоцентризмом среди родных и близких, с одной стороны, и повышенным конформизмом в группе сверстников, с другой;

-между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.

Реакция на жизненные проблемы

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом, как правило, пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

  • переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;
  • переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);
  • любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;
  • сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование моде;
  • нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.

 Поведенческие реакции могут быть непредсказуемы и противоположны:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Факторы угроз психологической безопасности

Когда поведение подростков по тем или иным причинам выходит за границы дозволенного и общепринятого, то мы сталкиваемся с девиантным, отклоняющимся поведением. Это, в свою очередь, повышает вероятность возникновения угроз психологической безопасности.

Индивидуально-психологические и возрастные особенности, социальная и семейная ситуации развития детей и подростков могут выступать факторами угроз их психологической безопасности:

Несформированность системы ценностных ориентаций: отсутствия сформированных духовных ценностей и стремления к позитивному развитию собственной личности часто приводит к заполнению этой ниши иными, непродуктивными для развития личности занятиями (зависимости, аутодеструктивное, асоциальное поведение и т.д.);

Отсутствие либо обесценивание идеальных устремлений: для современных школьников постепенно исчезает понятие идеала либо
его осмысление в целом имеет размытые очертания.

Отсутствие либо снижение высших эстетических потребностей:  лишь незначительный процент подростков воспринимают как ценность чтение классической литературы (предпочитая такие жанры, как фэнтези, фантастика, «криминальное чтиво»).

Кризис самооценки: неустойчивость интересов, зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими;

Отстраненность и противопоставление себя взрослым: избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности между членами семьи;

Потребность и сложность в общении: высокая потребность в общении наличие проблем в общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков;

Интернет-зависимость: сегодня Интернет является основным поставщиком информации, досугом и способом организации взаимодействия детей и подростков. Именно поэтому в эпитетах, именующих нынешнее молодое поколение, столь часто звучат отсылы к интернет-пространству, цифровым категориям. Это их привычное жизненное пространство. Но это также и пространство рисков.

Ориентация на развлечения: в ценностных ориентациях современных подростков зачастую преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения, наблюдается духовно-нравственный нигилизм; среди развлечений значительное место отводится компьютерным играм и Интернету.


​​ТЕЛЕФОНЫ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ Коминтерновского района городского округа город Воронеж

Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж, Московский пр-кт, 19 «А»

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

246-66-98

Отдел опеки и попечительства

206-76-32

206-76-30

Отдел полиции №2 УМВД России по г.Воронежу, Московский пр-кт, 13

Дежурная часть

221-02-90

Подразделение по делам несовершеннолетних

269-66-74

Отдел полиции №4 УМВД России по г.Воронежу, ул.Хользунова, 123 «А»

Дежурная часть

266-03-02

Подразделение по делам несовершеннолетних

269-65-05


Контактные сведения служб, которые могут оказать содействие в случае выявления признаков суицидального поведения несовершеннолетних

ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НОМЕР ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ 8-800-2000-122

Линия «телефона доверия» на базе Детского отделения Воронежского областного психоневрологического диспансера

г. Воронеж, ул. Кольцовская, 1

(473) 253-14-60

Телефон линии «Ребенок в опасности» следственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области

 г. Воронеж, ул. Орджоникидзе, 41

(473) 222-60-02,

(круглосуточно)

123

ГБУ ВО «Центр психолого-педагогическойподдержкии развития детей»

г. Воронеж, ул. Славы, д.13а

(473) 234-37-20

Управление Роскомнадзора по Воронежскойобласти

(473) 210-61-47

ГУ МВД России по Воронежской области

г. Воронеж, ул. Володарского, 69

102, 112

​Направление деятельности
социального педагога


Содержание

Социально-педагогические исследования

Цель: выявление социальных и личностных
проблем детей
1. социальная паспортизация.

2. изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся.

3. изучение морально-психологического фона.

4. определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне.

5. социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся.

Социально-педагогическая защита прав ребёнка

1. выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в защите: инвалиды, сироты, одарённые дети.

2. защита прав и интересов учащихся – ТЖС: переселенцы, беженцы.

3. защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергшимися насилию и агрессии – по заключению психолога. План работы, вид работы. Заключение.

Социально-педагогическое консультирование

1. организация и проведение индивидуальных консультаций.

2. консультирование и специальная помощь учащимся в профессиональном определении.

3. консультирование педагогов, родителей, классных руководителей, администрации по разрешению социально-педагогических проблем.
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация1. раннее выявление и предупреждение фактов отклонения поведения учащихся.

2. обеспечение профилактической, коррекционной работы с детьми, состоящими на различных видах учёта и группой риска.

3. пропаганда ЗОЖ.

4. повышение уровня правовой грамотности детей и родителей с целью профилактики девиантного поведения.                      
Школьная служба медиации​Паспорт школьной медиации
​Приказ о работе службы школьной медиации
​Состав медиации

План работы совета профилактики

Положение о совете по профилактике

​​Предупреждение детского травматизма​

Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков (презентация к Всероссийскому родительскому собранию)

​Безопасность ребенка в интернете

​Социальная поддержка детей с ОВЗ

​Памятка по повышению безопасности участия детей в онлайн-играх

​Роль семьи в профилактике подростковой наркомании​

​Правовой вестник​

​Положение о комиссии по противодействию коррупции​

Методическое пособие для наставников детей

М.Р. для детей, находящихся в ТЖС, принимающих участие в программе наставничества

​Памятка о выпадении из окон