Среда программирования pascal. Основы среды программирования турбо паскаль

  • Дата: 07.12.2023

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Ю. П. Чернов, О. П. Шафеева

Программирование в системе Pascal abc

Учебное пособие

Издательство ОмГТУ

УДК 004.4 (075)

ББК 32.973-018я73

Рецензенты :

В. И. Стариков, канд. техн. наук, доцент ОГИС;

С. С. Ефимов, канд. техн. наук, доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Чернов, Ю. П.

Ч 49 Программирование в системе Pascal ABC : учеб. пособие / Ю. П. Чернов, О. П. Шафеева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 100 с.

ISBN 978-5-8149-0897-1

Пособие включает теоретический материал с описанием элементов языка и системы программирования Pascal ABC, а также примеры разработки алгоритмов и программ на языке Паскаль для задач разного уровня сложности. Рассмотренные схемы проектируемых алгоритмов позволяют облегчить усвоение материала студентами.

Учебное пособие предназначено для изучения языка программирования высокого уровня Паскаль в дисциплинах «Информатика», «Основы алгоритмизации и программирования», «Алгоритмические языки и программирование», «Программирование на языке высокого уровня».

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

УДК 004.4 (075)

ББК 32.973-018я73

ISBN 978-5-8149-0897-1 © ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010

Введение

Наиболее распространенным в настоящее время языком программирования для компьютеров серии IBM PC является Паскаль. Это язык высокого уровня, отличающийся простотой синтаксиса, структурированный и удобный для начального обучения программированию.

Учебная система программирования Pascal ABC (автор  С.С. Михалкович ) представляет собой диалект стандартного языка Паскаль.

Система Pascal ABCпредназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на студентов младших курсов. По мнению разработчиков этой системы, первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным и иметь богатые и современные библиотеки подпрограмм.

К достоинствам системы Pascal ABC следует отнести то, что она позволяет:

    программировать на языке Паскаль, подобном Delphi Pascal, включая объектно-ориентированные расширения;

    работать с графикой;

    создавать событийные приложения.

Система Pascal ABCоснована на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения.

К важнейшим достоинствам пакета Pascal ABC относится соответствие стандартному Паскалю, быстрая компиляция программ, объединение компилятора с текстовым редактором, предупреждение об ошибках на уровне исходной программы, обширная библиотека подпрограмм и полезные расширения, упрощающие программирование. Начинающему программисту целесообразно начинать изучение языка и среды именно с этого пакета.

Компилятор Pascal ABCявляется компилятором переднего плана (front- end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде.exe -файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы оказывается медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде Borland Pascal или в среде Borland Delphi. Однако на современных компьютерах это практически не ощущается.

Название "Pascal ABC" относится к интерактивной системе программирования, состоящей из компилятора языка и объединенного с ним экранного редактора. Интерактивность системы проявляется в основном в удобстве редактирования и обработки ошибок, обнаруженных в исходных текстах программ. Запуск программ в этой системе происходит на уровне исходных текстов. Высокая скорость компиляции приводит к тому, что переход от исходного текста к исполняемой программе происходит очень быстро. Это значительно сокращает цикл трансформации программ от редактирования к компиляции и исполнению программ.

Система Pascal ABC включает в себя как язык программирования, так и инструментальную среду, предназначенную для написания, отладки и исполнения программ. Язык характеризуется расширенными возможностями по сравнению со стандартом языка Паскаль и хорошо развитой библиотекой модулей, позволяющих использовать возможности операционной системы, формировать графическое изображение и т.д. Инструментальная среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно их исправлять, тестировать и выполнять отлаженную программу. Среда включает также большой объем справочной информации.

В настоящем учебном пособии описаны синтаксические правила и основные возможности языка, работа в интегрированной среде. Практические приемы программирования продемонстрированы на примерах решения конкретных задач.

Пособие подготовлено с учетом опыта чтения лекций и проведения авторами лабораторных занятий в компьютерном учебном центре ОмГТУ. В первую очередь пособие предназначено для студентов университета и представляет теоретическое руководство по программированию как в среде Pascal ABC, так и в средах Free Pascal и Turbo Pascal.

Под системой программирования понимают совокупность языка программирования и виртуальной машины, обеспечивающей выполнение реальной машиной программ, составленных на этом языке.

Виртуальная машина это программный комплекс, связывающий входной язык ЭВМ с другим, машинным языком. Виртуальная машина содержиттранслятор и/илиинтерпретатор и может включать библиотеки подпрограмм, отладчик, компоновщик и другие сервисные средства.

Транслятор представляет собой программу, осуществляющую перевод текстов с одного языка на другой. В системе программирования транслятор переводит программу с входного языка этой системы на машинный язык ЭВМ (на которой функционирует данная система программирования или будет функционировать разрабатываемая программа). Одной из разновидностей транслятора являетсякомпилятор , обеспечивающий перевод программ с языка высокого уровня (приближенного к человеку) на язык более низкого уровня (близкий к ЭВМ), или машинозависимый язык. Программа, подающаяся на вход транслятора, называетсяисходной , а результат трансляции –объектной программой .

Диаметрально противоположными характеристиками обладает альтернативное средство реализации языка – интерпретатор. Интерпретатор представляет собой программный продукт, выполняющий предъявленную программу путем одновременного ее анализа и реализации предписанных ею действий. При использовании интерпретатора отсутствует разделение на две стадии (перевод и выполнение) и, более того, отсутствует явный перевод программы даже по частям перед очередным этапом выполнения. В действительности же распознается очередная конструкция программы и интерпретатором выполняются определяемые ею действия. После этого процессы анализа и реализации предписанных действий циклически повторяются.

Возможны и смешанные стратегии реализации языков программирования, например, трансляция на промежуточный язык с последующей интерпретацией промежуточной программы.

Программа на языке программирования состоит из последовательности операторов (инструкций), задающих те или иные действия. Основным является оператор присваивания, служащий для изменения содержимого областей памяти.

Выполнение программы сводится кпоследовательному выполнению операторов с целью преобразованияисходного состояния памяти (т. е. значений переменных) взаключительное.

Интегрированная среда разработки FreePascal

Интегрированная среда разработки (ИСР) (integrated development environment (IDE) упрощает процесс программирования и делает его более эффективным. ИСР содержит весь комплекс инструментальных средств, необходимых для написания, редактирования, компиляции, компоновки и отладки программ.

Free Pascal Compiler (FPC) – это свободно распространяемый компилятор языка Паскаль с открытыми исходными кодами. Он совместим с Borland Pascal 7 и Object Pascal – Delphi, но при этом обладает рядом дополнительных возможностей, например, поддерживает перегрузку операторов. FPC – кроссплатформенный инструмент, поддерживающий большое количество платформ. Среди них - AmigaOS, DOS, Linux, OS/2, MacOS(X) и Win32. Вместе с компилятором распространяетсяинтегрированная среда разработки Free Pascal тек­сто­во­го режима, похожая на IDE Turbo/Borland Pascal (см. рис. 1).

Охарактеризуем основные элементы интерфейса ИСР Free Pascal.

Строка меню представляет собой основное средство доступа ко всем командам меню. Строка меню оказывается невидимой лишь в том случае, когда пользователь просматривает информацию, отображаемую запущенной программой.

Если после команды меню стоит многоточие, то команда открывает диалоговое окно. Если за командой следует символ треугольника, обращенного острием вправо, то выбор данной команды приводит к появлению меню нижнего уровня.

Рис. 1. Среда разработки Free Pascal

Если рядом с командой не присутствует каких-либо дополнительных символов, то это означает, что выбор данной команды приводит к немедленному выполнению соответствующего действия.

Доступ к командам меню осуществляется одним из следующих способов:

    с использованием манипулятора мышь;

    при помощи клавиши с последующим выбором нужной команды клавишами управления курсором;

    прямым выбором пункта меню с использованием комбинации клавиш +<Мнемокод> (выделенный в названии пункта меню символ, короткое буквенное обозначение); с целью последующего выполнения нужной команды меню достаточно просто нажать клавишу, соответствующую выделенному в команде меню символу клавишного сокращения.

Строка меню включает 10 основных пунктов.

    Пункт меню File содержит команды работы с файлами, изменения рабочего каталога, управления печатью. Состав команд меню File с указанием выполняемых ими функций приведен в табл. 1.

Таблица 1. Команды меню File

Команда меню

Выполняемая функция

Клавиши быстрого

Открывает новое пустое окно редактора

Вызывает диалоговое окно открытия файла

New from template…

Открывает новое окно редактора на основе выбранного шаблона

Сохраняет текущий файл

Сохраняет файл с новым именем

Сохраняет файлы во всех открытых окнах

Выполняет печать файла

Открывает окно выбора принтера

Открывает диалоговое окно изменения рабочего каталога

Вызывает режим командной строки

Закрывает IDE. При наличии несохраненных файлов будут выведены запросы на их сохранение.

    Пункт меню Edit содержит команды редактирования. Состав команд меню Edit с указанием выполняемых ими функций приведен в табл. 2.

Таблица 2. Команды меню Edit

Команда меню

Выполняемая функция

Клавиши быстрого

Отменяет предыдущее действие(я)

+

Восстанавливает отмененное действие(я)

Копирует выделенный блок в буфер обмена одновременно

удаляя его в тексте программы. Предыдущее содержимое

буфера обмена при этом теряется.

+

Копирует выделенный блок в буфер обмена. Предыдущее

содержимое буфера обмена при этом теряется.

+

Вставляет содержимое буфера обмена в то место текста

программы, где находится текстовый курсор

+

Удаляет выделенный блок

+

Выделение всего текста программы

Снятие выделения

Открывает окно, в котором отображается содержимое буфера обмена

Копирует выделенный блок в буфер обмена Windows

Вставляет содержимое буфера обмена Windows в то место

текста программы, где находится текстовый курсор

    Пункт меню Search содержит команды поиска и замены. Состав команд меню Search приведен в табл. 3.

Таблица 3. Команды меню Search

Команда меню

Выполняемая функция

Клавиши быстрого

Обеспечивает поиск нужного фрагмента текста в активном окне редактора. В момент обращения к этой опции в поле выбора диало­гового окна содержится слово, на которое указывал курсор в активном окне редактора. Пользователь может ввести новое слово или текстовую строку, положение которой в редактируемом файле ему необходимо най­ти.

Отыскивает в окне редактора нужный текстовый фраг­мент и заменяет его на новый.

Повторяет поиск или поиск и замену фрагмента текста для ранее установленных параметров.

Go to line number

Осуществляет позиционирование курсора в окне редактора на строку с указанным номером.

Позволяет в режиме отладки отыскать в тексте программы нужную процедуру или функцию.

    Пункт менюRun содержит команды исполнения и пошаговой отладки программы. Состав команд менюRun приведен в табл. 4.

Таблица 4. Команды менюRun

Команда меню

Выполняемая функция

Клавиши быстрого

Осуществляет компиляцию, компоновку и исполнение (про­гон) программы из файла редактора. Если программа уже отком­пилирована к этому моменту, то среда сразу начнет ее прогон.

+

Начинает или продолжает режим отладки исполня­емой программы под управлением встроенного отладчика. Вызов этой опции приведет к выполнению всех действий, запрограммированных в текущей строке, и указатель сместится к следующей строке программы. Если текущая строка содержит обращение к процедуре или функции, управление будет передано внутрь этой процедуры (функции) и програм­ма остановится перед исполнением ее первого оператора. Таким образом, с помощью этой опции можно по шагам прослеживать исполнение всех нестандартных процедур (функций).

Осуществляет пошаговое выполнение программы, но, в отличие от опции Trace into, не прослеживает работу вызываемых процедур и функций.

Начинает или продолжает режим отладки испол­няемой программы под управлением встроенного отладчика. Вначале осу­ществляются все действия по компиляции и компоновке программы, за­тем программа начинает работать обычным образом (экран переходит в режим воспроизведения окна программы) и останавливается перед вы­полнением первого оператора из той строки, на которую указывает курсор. В этот момент экран возвращается в режим воспроизведения окна редактора, а строка с курсором подсвечивается. Можно перевести курсор к новой строке и вновь выбрать эту опцию – программа остановится перед выполнением нового оператора и т.д. Для прекращения отладки необходимо нажать клавиши +.

Сбрасывает все ранее задействованные отла­дочные средства и прекращает отладку программы. Удаляет исполнявшу­юся программу из памяти и закрывает все открытые в ней в этот момент файлы.

+

    Пункт менюCompile содержит команды компиляции программ и модулей. Состав команд менюCompile приведен в табл. 5.

Таблица 5. Команды менюCompile

Команда меню

Выполняемая функция

Клавиши быстрого

Компилирует программу или модуль, который загру­жен в данный момент в активное окно редактора. Если в этой программе (модуле) содержатся обращения к нестандартным модулям пользователя, последние уже должны быть откомпилированы.

+

Компилирует файл из активного окна редактора. Если в процессе ком­пиляции встретилось объявление нестандартного модуля, среда проверя­ет, были ли сделаны в файле с текстом программы этого модуля какие-либо изменения с момента последней его компиляции; если изменения были, то модуль будет пере­компилирован.

Опция существенно упрощает процесс разработки многофайловых программ, так как всегда компилируется только тот минимум файлов, которых коснулись сделанные в программе изменения.

Компилирует файл из активного окна редактора, а также перекомпиляцию всех подключенных модулей независимо от того, были ли сделаны в них изменения или нет.

Устанавливает операционную систему, для которой должна быть скомпилирована программа

Задает имя начального файла, с которого будет начинаться компиляция в многофайловых проектах.

Clear primary file

Очищает первичный файл, после чего компилироваться или выполняться будет файл активного окна редактора.

Compiler messages

Показывает окно сообщений компилятора.

    Пункт менюDebug содержит инструменты отладки программы. Состав команд менюDebug приведен в табл. 6.

Таблица 6. Команды менюDebug

Команда меню

Выполняемая функция

Клавиши быстрого

Открывает окно выходных результатов, в котором выводятся результаты работы программы и сообщения операционной системы

+

Открывает окно, в котором выводятся результаты работы программы. Отличается от команды Output тем, что результирующее окно не имеет рамки и элементов управления. Для выхода из окна следует нажать любую клавишу

Вызывает окно Watches. Данное окно предназначено для размещения в нем наблюдаемых параметров (переменных), значения которых изменяются во время выполнения программы

Добавляет в окно наблюдаемых параметров новый параметр (переменную или выражение). С помощью этой опции можно указать отладчику те переменные и/или выражения, за изменением значений которых требуется наблюдать при отладке программы

+

Устанавливает точку останова на текущей строке кода программы. Точка останова размещается в определенной строке кода, при этом останов происходит в тот момент, когда данная строка должна начать выполняться

+

Breakpoint list

Показывает текущий список контрольных точек в отдельном окне. Эта опция позволяет просмотреть все контрольные точки и при необходимости удалить, переместить любую контрольную точку или задать условия ее работы

Открывает и активизирует окно используемых подпрограмм. В данное окно помещаются имена всех подпрограмм, которые были вызваны в данный момент времени. Таким образом можно наблюдать вложенность этих подпрограмм и последовательность вызова их друг другом

+

Показывает текущее содержание регистраторов центрального процессора

    Пункт меню Tools включает некоторые стандартные инструменты. При определении пользователем новых инструментов, они будут добавлены в это меню. Для включения программы в список запускаемых из среды следует воспользоваться командойTools менюOptions . Состав команд менюTools приведен в табл. 7.

Таблица 7. Команды менюTools

Команда меню

Выполняемая функция

Клавиши быстрого

Показывает окно, в котором отображаются сообщения внешних утилит, включенных в состав IDE. Окно Messages открывается автоматически, после запуска утилиты

Осуществляет переход к следующей строке окна сообщений

+

Осуществляет переход к предыдущей строке окна сообщений

+

Осуществляет поиск той или иной информации в файлах внешних утилит с размещением результата в окне сообщений

+

Отображает окно встроенного калькулятора

Открывает окно, содержащее ASCII-коды символов

    Пункт меню Options включает команды, с помощью которых можно установить необходимые параметры интегрированной среды разработки. Состав команд менюOptions приведен в табл. 8.

Таблица 8. Команды меню Options

Команда меню

Выполняемая функция

Клавиши быстрого

Показывает диалоговое окно для установки режима компилятора

Задает параметры управления генерацией машинного кода программы

Открывает окно диалога, с помощью которого задаются размеры используемой оперативной памяти

Открывает окно диалога, с помощью которого можно установить параметры, определяющие работу компоновщика

Открывает окно диалога, с помощью которого можно установить параметры, определяющие работу отладчика

Задает каталоги, из которых извлекаются или в которые помещаются файлы. Эти каталоги будут использоваться при компиляции программы или модуля

Представляет диалог для установки опций браузера

Открывает окно диалога, с помощью которого можно включить в список вы­зываемых из среды программ новую программу (утилиту), отредактировать ее параметры, удалить программу из списка

Содержит подменю, с помощью которых задаются условия работы в среде

Открывает файл конфигурации, в котором сохраняются установленные параметры интегрированной среды

Сохраняет конфигурацию среды в файле, открытом командой Open меню Options

Отображает окно диалога, с помощью которого выбирается имя файла конфигу­рации, отличное от заданного командой Open меню Options. В этот файл записываются установленные параметры интегрированной среды

    Пункт меню Window включает команды управления окнами. Состав команд менюWindow приведен в табл. 9.

Таблица 9. Команды менюWindow

Команда меню

Выполняемая функция

Клавиши быстрого

Окна располагаются в поле экрана встык друг к другу без перекрытий

Каскадное размещение окон

Очищает поле экрана, закрывая все окна

Позволяет изменить размеры окна, переместить его по полю экрана. Для из­менения размеров окна следует одновременно с клавишей нажать одну из клавиш: «стрелка вверх», «стрелка вниз», «стрелка влево» или «стрелка вправо». Для перемещения окна по полю экрана следует воспользоваться кла­вишами управления курсором. Завершить работу следует нажатием клавиши . Эти же операции можно выполнить с помощью манипулятора мышь

+

Позволяет увеличить размеры окна до всего поля экрана. Если окно уже рас­крыто, оно уменьшается до первоначальных размеров

Активизируется следующее по номеру окно

Активизируется предыдущее по номеру окно

+

Скрывает активное окно

+

Закрывает активное окно

+

Открывает окно диалога со списком открытых окон, которые можно активизи­ровать либо закрыть

+<0>

Обновляет экран среды, если программа пользователя изменила его содержи­мое

    Пункт меню Help позволяет получить имеющуюся в системе справочную информацию. Состав команд менюHelp приведен в табл. 10.

Таблица 10. Команды меню Help

Команда меню

Выполняемая функция

Клавиши быстрого

Показывает оглавление справки

Выводится в алфавитном порядке список всех имеющихся в системе информа­ционной помощи ключевых слов, по которым имеется справка

+

Выводится информация о слове, на котором находится курсор. Если информа­ции о таком слове нет, выводится список ключевых слов, в котором выделено слово, у которого совпадает с требуемым максимальное число начальных сим­волов.

+

Выводятся сведения по теме, соответствующей предыдущему запросу

+

Выводятся сведения об использовании системы контекстной помощи

Выводит окно диалога, с помощью которого можно задать файлы контекстной

Выводит окно с информацией о версии пакета и авторском праве

Окно редактирования (см. рис. 1)представляет собой область экрана, в которой набирается исходный текст программы. Окна можно открывать, перемещать, изменять в размере, размещать без пеpекpытия или каскадом, накладывать дpуг на дpуга, закpывать.

Строка заголовка расположена вверху окна и содержит название данного окна и его номер. Для того чтобы распахнуть окно на весь экранный кадр, достаточно выполнить двойной щелчок мышью по строке заголовка. Перемещение окна осуществляется буксировкой строки заголовка.

Маркер закрытия окна – это прямоугольник, который расположен в верхнем левом углу окна. Для закрытия окна следует щелкнуть по нему левой кнопкой мыши.

Полосы прокрутки предназначены для перемещения по тексту программы.

Маркер изменения размера окна расположен в правом нижнем углу окна. Для того чтобы увеличить или уменьшить размер окна необходимо установить указатель мыши на маркере, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить угол окна в нужном направлении.

Маркер распахивания окна располагается в верхнем правом углу. Если окно находится в неполноэкранном режиме, то пиктограмма маркера распахивания окна представляет собой стрелку вверх, позволяющую перевести окно в полноэкранный режим представления. Если окно находится в полноэкранном режиме, то пиктограмма маркера распахивания окна представляет собой двунаправленную стрелку, позволяющую перевести окно в неполноэкранный режим.

Строка состояния располагается у нижнего края окна ИСР. Строка состояния содержит перечень основных функциональных клавиш, сочетаний клавиш и соответствующих им команд, которые в настоящий момент могут быть применены к активному окну. Для быстрого выполнения команды достаточно выполнить щелчок левой кнопкой мыши по ее названию в строке состояния. При выполнении команды меню в строке состояния отображаются советы и рекомендации по выбранной команде меню или элементам диалогового окна.

Строка состояния меняется по мере переключения от одного окна к другому или при переходе к различным действиям.

Язык программирования Pascal ABC


Алгоритмы

Вспомним:

  • Что называется алгоритмом?
  • В каком виде можно записать алгоритм?
  • Что такое программа?

Алгоритмы

Программированием называется составление последовательности команд для решения конкретных задач на специальном языке программирования


Язык программирования Pascal

Язык программирования Pascal был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.


Николаус Вирт

Но думать, что Паскаль- язык исключительно для обучения, было бы неверно. Вот что говорил об этом Н. Вирт (1984 г.):

«Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач».


Язык программирования Pascal

С тех пор Паскаль становился всё более и более популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.

В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Pascal ABC является мощным языком программирования.


Почему PASCAL?

Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину. Она представляла собой систему взаимодействующих зубчатых колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру. Машина Паскаля была суммирующей машиной.


Основные сведения о языках программирования

Язык – система знаков.

Язык ЭВМ (машинный язык ) – двоичная знаковая система.

Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.


Интегрированная среда Pascal-

Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.

Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.


Основные средства языка

Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов.

Алфавит языка - набор таких символов.

Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает :

  • все латинские прописные и строчные буквы
  • арабские цифры (0 – 9)
  • символы + - * / = , . ; : ‘ _ () { } и др.
  • служебные (зарезервированные) слова

Основные средства языка

Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Pascal существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).

Служебные слова делятся на три группы:

  • операторы (READ, WRITELN и др.)
  • имена функций (SIN, COS и др.)
  • ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)

Структура программы

Любая программа на Паскале имеет определенную структуру:

  • Заголовок программы
  • Раздел описаний
  • Тело программы

Структура программы

PROGRAM имя ;

Const; - раздел констант;

Var; - раздел переменных;

BEGIN

оператор 1;

оператор 2;

..

END.


Среда программирования Pascal ABC

Строка меню

Панель инструментов

Название программы

Рабочая область

Запустить программу

Результат программы


ВСПОМНИМ

  • Как задается имя программы

Желательно, чтобы имя программы соответствовало ее содержанию. Оно может содержать до 255 латинских букв, цифр, знаков подчеркивания (_) и должно начинаться с буквы или знака подчеркивания.

В качестве имени программы или данных (величин) НЕЛЬЗЯ использовать имена зарезервированных в языке программирования слов (например: Begin, End, Writeln Readln и др.)


Наберем текст первой программы

Program p1;

Write (‘Привет! ");

Writeln (‘Это моя первая программа. ");

Write (‘Успешной работы!");


Оператор вывода Write Writeln

Write - после вывода информации курсор останется в этой же строке

Writeln – после вывода информации курсор переходит на следующую строку


Ответить на вопросы

  • Программа - это

Один из способов самовыражения

Один из способов записи алгоритма

Инструкция по разработке алгоритма


Ответить на вопросы

(выбери ответ и щелкни по нему)

2. Тело любой программы начинается и заканчивается зарезервированными словами…

Начало … конец


Ответить на вопросы

(выбери ответ и щелкни по нему)

3. В программе после каждого предложения нужно ставить:

точку с запятой


Ответить на вопросы

(выбери ответ и щелкни по нему)

4. В конце программы после слова ставят…

Точку с запятой

Восклицательный знак


Ответить на вопросы

(выбери ответ и щелкни по нему)

5. Какое расширение имеет имя программы PascalABC



Домашнее задание

  • Изучить §9 (стр. 64 учебника)
  • Задание 4, 7, 8, 9 в рабочей тетради (стр. 60)

Средой программирования – комплекс программ, позволяющий выполнять комплекс операций, связанных с изготовлением программ, работой с ней и включает:

    интерпретатор, компилятор (транслятор);

    программу – оболочку, позволяющую с помощью меню управлять работой среды;

    интеллектуальный редактор текстов, позволяющий вводить и редактировать тексты программ;

    отладчик программ, предоставляющий в распоряжение пользователя специальные средства отладки, позволяющие ускорить отладку программ.

Среда программирования ТР может работать под управлением MS – DOS.

9. Состав среды программирования Turbo Pascal.

Среда программирования QBASIC содержит следующие файлы:

HERC. BGI - драйверы различных типов видеосистем ПК

LITT.CHR _ файлы, содержащие векторные шрифты

10. Данные и величины

Совокупность величин, с которыми работает ПК, принято называть данными . По отношению к программе данные делятся на:

    исходные,

    промежуточные,

    результаты.

Правило: В сякая величина занимает свое определенное место в памяти ПК.

Величины делятся на постоянные и переменные .

Постоянные величины (Const ) – величины, значение которых указывается в тексте программы и не меняется в процессе выполнения.

Любая константа, как переменная, занимает ячейку памяти, а значение этих величин определяется двоичным кодом в этой ячейке.

Переменные величины - величины, значение которой изменяется в процессе выполнения программы.

Для обозначения переменной используются имена. Для каждой переменной в памяти ЭВМ выделяется одна или несколько ячеек памяти. Имя переменной служит как бы адресом ячейки, в которой хранится значение переменной. Указав в программе, мы можем извлечь имя из ячейки памяти значение переменной. Значит, вместо данных в программе участвуют имена переменных.

У каждой величины имеются 3 основных свойства:

Значение,

11. Типология данных. Характеристика основных типов данных.

Тип - множество значений, которые могут принимать объект и совокупность операций, допустимых над этими значениями.

Минимально необходимый набор основных типов данных.

    INTEGER - тип целый ,

    REAL - тип действительный ,

    CHAR - тип символьный ,

    BOOLEN - тип логический,

    BYTE - тип битовый (0 - 225)

Типы констант определяются по контексту(форма записи в тексте), а типы переменных устанавливаются в описаниях переменных.

Классификация данных по структуре.

Существует еще один вариант классификации данных - это классификация по структуре. Данные делятся на:

- простые (скалярные - одной величине соответствует одно значение),

- структурированные (одной величине соответствует множество значений -

это массивы, множества, строки и т.д.).

Язык программирования Free Pascal является свободным ответвлением от классического языка Pascal, разработанного Никлаусом Виртом в конце 60-х годов. Н. Вирт разработал данный язык для обучения студентов навыкам процедурного программирования. Со временем язык Pascal был сильно развит, возникло множество диалектов данного языка (наиболее известный из них - Turbo Pascal фирмы Borland).

Free Pascal является свободной реализаций языка Pascal (если быть точнее, свободно распространяемый компилятор языка программирования Pascal), поддерживает объектно-ориентированное программирование и может быть использован для написания не только учебных программ, но и более серьезных приложений обработки данных.

Среда программирования Free Pascal

Рассмотрим процесс установки.

1) Для пользователей ОС Windows необходимо скачать инсталлятор с интернет-страницы http://www.freepascal.org/down/i386/win32.var и запустить его с правами администратора.

2) Для пользователей Linux можно скачать свежий инсталляционный пакет rpm или deb (например, Альт-Линукс использует пакеты rpm, а Ubuntu или Debian - пакеты deb).

Существуют варианты простой установки:

через терминал:

Sudo apt-get install fpc

Fpc - это метапакет, включающий в себя собственно сам компилятор и среду разработки (IDE, «оболочка» для редактирования кода, отладки и запуска скомпилированного кода). Команда sudo запускает установку метапакета fpc в режиме администратора, не забудьте ввести правильно пароль.

2) с помощью пакетного менеджера Synaptic. Найдите пакет fpc, отметьте для установки и примените изменения:

Установка Free Pascal через пакетный менеджер Synaptic

Если же вы являетесь обладателем дистрибутива Альт-Линукс Школьный, то вам повезло, Free Pascal уже установлен.

Запуск IDE Free Pascal (IDE - интегрированная среда разработки)

Вызовите терминал и наберите: fp

Интерфейс очень похож на классический интерфейс среды Turbo Pascal 7.0

Среда разработки Geany

Чтобы упростить процесс создания программы и избавиться от проблемы отображения кириллицы, можно установить свободную среду разработки Geany. Данная оболочка обладает приятным графическим интерфейсом, поддерживает несколько языков программирования (Pascal, C, PHP и др.).

Установка среды разработки Geany

1) с помощью терминала:

Sudo apt-get install geany

2) с помощью пакетного менеджера Synaptic. Процесс установки будет совершенно аналогичен процессу установки метапакета fp

3) можно скачать инсталляционный пакет с официального сайта разработчиков:http://www.geany.org/Download/Releases .

Приведем пример создания простейшей программы, выводящей квадраты целых чисел от 1 до 15.

1. После запуска среды Geany создадим шаблон файла Pascal:

Выбор шаблона Pascal

2. Сохраним текст программы в любой удобной для нас папке. После сохранения окно оболочки будет выглядеть примерно так:

Сохраненный текст с шаблоном pascal

3. Обязательно поменяйте имя программы (латиница, без пробелов), т.к. компилятор выдаст ошибку при компиляции текста в выполняемый код.

4. Напишем текст программы, выводящей квадраты чисел от 1 до 15 и скомпилируем. При компиляции файл текста программы автоматически сохраняется.

Компиляция текущего файла программы

5. Запустим программу нажатием по пиктограмме или с помощью главного меню Сборка→Выполнить:

Результат работы программы

6. В папке, где мы сохраняли текст программы, можно обнаружить файлы с расширением *.pas - текст программы; *.о - откомпилированный файл (объектный файл) и готовый исполняемый файл без расширения (для ОС GNU\Linux), который можно выполнить в терминале.

Среда визуального программирования Lazarus

Консольные приложения (работающие в терминале или командной строке) это конечно хорошо, а как же создать приложение с графическим интерфейсом в среде GNU\Linux?

Возможно, вы слышали о Delphi компании Borland - это среда быстрой разработки программ с графическим интерфейсом на языке Object Pascal (в дальнейшем стал называться просто язык Delphi). В чем достоинство такой среды (и других подобных визульных сред разработки)? Достоинство в том, что программист не заботится о том, чтобы программным путем нарисовать окно приложения, разместить на нем кнопки, списки и другие графические элементы - заботу об этом берет сама среда Delphi; программист занимается непосредственно обработкой различных событий и собственно алгоритмом обработки данных.

Lazarus - свободная (а значит, совершенно бесплатная!) среда разработки программного обеспечения для компилятора языка Free Pascal. Интегрированная среда разработки предоставляет возможность разработки приложений в Delphi-подобном окружении. Причем, есть возможность создания кроссплатформенных приложений, работающих и в операционной системе Windows, и в операционной системе GNU\Linux.

Установка Lazarus

1) с помощью терминала:

Sudo apt-get install lazarus

2) с помощью пакетного менеджера Synaptic. Ставим галочки напротив программ Lazarus, fp, fpc, fpc-ide